Глоссарий общественного контроля

Глоссарий общественного контроля

Проведя множество интервью с экспертами, занимающимися общественным контролем качества условий образовательной деятельности, мы поняли, что пока нет единого понимания ключевых терминов в этой области. Это приводит к определенным сложностям в коммуникации.

В данной статье предлагаем вашему вниманию попытку обобщения различных взглядов на те или иные термины в рамках темы проекта. Готовы обсуждать как сам перечень, так и трактовки.

Будем благодарны за отзывы и предложения.

Нправляйте их мне, Горбовскому Ростиславу Викторовичу, на адрес электронной почты: rgorbovskiy@eaoko.org

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
В федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – №212-ФЗ) введено определение общественного контроля под которым понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

Учитывая более широкую практику общественного участия в контроле качества образования, в рамках данного проекта общественный контроль понимается в трактовке близкой к сформулированной С.М.Зубаревым[1]: как системная деятельность уполномоченных институтов гражданского общества, отдельных граждан и их объединений по установлению соответствия деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и учреждений нормативно правовым стандартам, а также потребностям и интересам граждан и их объединений.

Общественный контроль осуществляется с целью отслеживания и исправления отклонений в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан, поддержании нормативно установленного механизма осуществления государственных, муниципальных и иных полномочий на уровне, отвечающем потребностям и интересам общества.

Общественный контроль способствует объединению общества на основе его широкого вовлечения в процессы принятия и исполнения управленческих решений, развитию норм гражданского общества, повышению доверия общественности к государственным институтам.

Для проведения контроля необходимо установление неких норм, стандартов, критериев, на соответствие которым будет проверяться объект контроля и выявление отклонений от которых будет требовать фиксации, выявления причин и рекомендаций по устранению недостатков и улучшению положения дел, в том числе в обеспечении населения качественным образованием.


КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
В федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – №273-ФЗ) определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

ФГОС и ФГТ включают в том числе требования к условиям реализации образовательных программ: психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым / финансово-экономическим, информационно-методическим, к учебно-методическому и информационному обеспечению, развивающей предметно-пространственной среде, оценке качества освоения образовательных программ.

В контексте вопросов общественного контроля особое внимание уделяется оценке соответствия образовательной деятельности потребностям физических или юридических лиц, в интересах которых она осуществляется.


УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система специально созданных условий, внешних по отношению к обучающемуся обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность. Условия образовательной деятельности рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие результативности и эффективности образовательной деятельности, обеспечению качества образования.

Можно выделить программно-методические, кадровые, материально-технические, информационные, предметно-пространственные, гигиенические, социально-психологические, временные (темпоритмические), инфраструктурные (здание со всеми инженерными системами, пищеблоком и т.п.), финансовые, организационно-управленческие и другие виды условий образовательной деятельности. В частности, качество образовательных программ рассматривается как одно из важных условий образовательной деятельности.

Качество условий образовательной деятельности возможно оценить с большей степенью объективности, чем качество самого образования в целом. Для этого оцениваемые условия сопоставляются с соответствующими требованиями, установленными нормативными документами (ФГОС, образовательные стандарты, ФГТ, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, строительных нормах и правилах, в других документах), и/или потребностями физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.


СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Физические или юридические лица, осуществляющие процедуры общественного контроля.

Кроме Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных палат (советов) муниципальных образований, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, рассматриваемых в качестве субъектов общественного контроля в федеральном законе №212-ФЗ, отдельные процедуры общественного контроля, такие как формулировка заказа на его проведение, разработка методики проведения, осуществление оценки и экспертизы, подготовка аналитических материалов и итоговых документов (заключений) и др., – могут осуществляться гражданами и представителями общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, в том числе теми, чьи права, свободы и законные интересы были нарушены.


ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Объектом общественного контроля может стать любая сфера жизнедеятельности общества и государства, деятельность государственных органов власти и местного самоуправления, а также деятельность организаций и учреждений, которая затрагивает права, свободы и законные интересы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.[2]

ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
То, что в ходе общественного контроля подвергается непосредственной проверке, экспертизе, то, что оценивается по тем или иным показателям. В сфере образования это могут быть: конкретные условия образовательной деятельности, конкретная деятельность органов управления, управленческие решения уполномоченных лиц, качество выполнения профессиональных обязанностей отдельных работников системы образования и др.

Например: качество санитарно-гигиенических условий в детском саду, эффективность управленческих решений по использованию бюджетных средств и т.п.


ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с №212-ФЗ общественный контроль может осуществляться в следующих формах:

общественный мониторинг (ст. 19);

общественная проверка (ст. 20);

общественная экспертиза (ст. 22);

общественное обсуждение (ст. 24);

общественные (публичные) слушания (ст. 25).


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ
Согласно федеральному закону №273-ФЗ под профессионально-общественной аккредитацией понимается признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация реализуется в отношении основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ. В ходе нее проверяется соответствие программ требованиям профессиональных стандартов, рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Несмотря на то, что профессионально-общественная аккредитация осуществляется профессиональным сообществом, в итоге она осуществляется в интересах самих обучающихся и направлена на улучшение качества их образования, условий образовательной деятельности.

Наиболее распространенной формой профессионально-общественной аккредитации, как практики общественного контроля, является общественная экспертиза.


ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы управления образования, администрация образовательных организаций), с другой стороны, выражающих и реализующих интересы общества, населения (представители заинтересованной общественности, в том числе, потребителей образовательных услуг).[3]

Основными формами (органами) государственно-общественного управления являются управляющие, наблюдательные, попечительские и иные советы образовательных организаций, общественные советы при органах управления образования различного уровня.

В сложившейся практике большинство органов государственно-общественного управления являются представителями государственных и муниципальных образовательных организаций (которые, согласно федеральному закону «О некоммерческих организациях» являются некоммерческими организациями) и выступают наиболее активными субъектами общественного контроля.


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Независимая оценка качества образования (НОКО) в №273-ФЗ трактуется как процедура, направленная на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Основная цель НОКО состоит в обеспечении всех заинтересованных лиц, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей), полной, актуальной и достоверной информацией о качестве подготовки обучающихся и условий образовательной деятельности.

По сути НОКО осуществляется в интересах всех участников образовательных отношений, а ее результаты могут быть использованы для обеспечения качественного образования.

Направления НОКО, зафиксированные в №273-ФЗ:

1) независимая оценка качества подготовки обучающихся;

2) независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Зафиксированная в законодательстве роль общественных советов и общественных палат в проведении независимой оценки качества условий образовательной деятельности, а также использование общественного мнения в качестве основного метода оценки, фактически определяют связь данной процедуры с процедурами общественного контроля.

В связи с этим НОКО, ориентированная на обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о качестве подготовки обучающихся и условий образовательной деятельности и реализуемая независимыми самостоятельными субъектами, например, некоммерческими организациями, общественными советами и т.д., может рассматриваться, как процедура общественного контроля, проводимого в форме общественного мониторинга.

 

ССЫЛКИ
[1] Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. №5. С. 7-13
[2] Антошин В.А., Ершов Ю.Г. Общественный (гражданский) контроль и публичное управление // Вопросы управления, 2016. – https://cyberleninka.ru/article/v/obschestvennyy-grazhdanskiy-kontrol-i-publichnoe-upravlenie
[3] А. М. Моисеев, Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, А. А. Седельников. 100 главных понятий о школе и государственно-общественном управлении. Краткий словарь-справочник для общественных управляющих. – М.: 2015. – 151 с. (Серия «Библиотека школьного управляющего»)

Все записи