Независимая оценка качества условий образовательной деятельности

    • Проблемы и задачи

      1. Оценка качества условий образовательной деятельности в образовательных организациях Тамбовской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об образовании и потребностями участников отношений в сфере образования.

       

      2. Обеспечение открытости и доступности полученных данных для всех заинтересованных в этом сторон

      Целевая группа

      1. Обучающиеся и их родители (законные представители).

       

      2. Руководители системы образования области разного уровня и другие заинтересованные лица.

      Субъекты общественного контроля

      1. Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при управлении образования и науки Тамбовской области.

       

      2. Независимая оценка качества образовательной деятельности в 2016 году проводилась организацией-оператором АНО «Региональный центр образовательных технологий» г.Тамбов, в  2017 году- ООО «АС» г.Москва, в 2018 году – ООО «Пространство инноваций» г.Москва.

      Предмет общественного контроля

      Качество условий осуществления образовательной деятельности.

      Периодичность

      Проводится периодически/регулярно

      Дата начала, окончания проведения практики и ее периодичность

      Независимая оценка проводится с 2015 года, ежегодно

      Результаты общественного контроля

      Всего за время проведения независимой оценки качества образования с 2015 года в социологических опросах приняли участие более 25 тыс.респондентов (родители воспитанников детских садов, обучающихся школ, организаций дополнительного образования, студенты выпускных курсов организаций среднего профессионального образования).

      В период с 2015 по 2017 год независимая оценка качества проведена в 369 образовательных организациях. В течение 2017 года в процедуре независимой оценки приняли участие 160 образовательных организаций, среди них: 69 дошкольных образовательных организаций (4 276 тыс.респондентов), 51 общеобразовательная организация (3 993 тыс.респондентов), 18 образовательных организаций дополнительного образования детей (1 172 тыс.респондентов), 7 образовательных организаций профессионального образования (617 респондентов), 1 образовательная организация дополнительного профессионального образования (85 респондентов), 5 муниципальных казенных образовательных учреждений (190 респондентов), 9 организаций для обучающихся с ОВЗ (606 респондентов), всего было опрошено 10 939 тыс.респондентов.

       

      В 2017 году по результатам независимой оценки качества образования Тамбовская область в общероссийском рейтинге заняла 6 место (средний балл 140.46 из 160 возможных), в ЦФО-2 место (посмотреть результаты, после перехода нажать на "Образование").

       

      На сайте управления образования и науки области и на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (после перехода нажать на "Образование") опубликованы рейтинги образовательных организаций.

       

      Повышению качества предоставляемых образовательных услуг, способствует развитие конкурентной среды в системе образования региона. По итогам 2017 года все государственные и муниципальные образовательные организации вошли в зеленую зону, получив оценки «отлично» и «хорошо», в том числе 122 организации получили результат «отлично» по шкале, установленной на сайте bus.gov.ru (после перехода нажать на "Образование"). Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг составила 87 процентов. Наибольший уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг отмечен в школах и детских садах Тамбовского, Никифоровского и Петровского районов. Несколько лет подряд регион удерживает высокие позиции по результатам независимой оценки.


      Организации в сфере образования, получившие результат «неудовлетворительно», отсутствуют.


      В рейтинге лучших школ страны (ТОПы) – 22 городских и сельских школ Тамбовщины:

      http://ug.ru/uploads/files/news/23104/top_300_selo_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23105/top_olimpiad_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_bio_geo_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_soc_ek_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_him_bio_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_sport_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_mat_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_filoloh_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_fiz_him_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_fiz_mat_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_cz_gum_2017.pdf http://ug.ru/uploads/files/news/23106/top_ind_teh_2017.pdf

      http://ug.ru/news/23103


      В отношении всех организаций, занимающих высшие места в региональном рейтинге, приняты меры нематериального поощрения (23 организации награждены почетными грамотами управления образования, коллективы образовательных организаций отмечены в докладе руководителя управления на итоговой коллегии, результаты независимой оценки учитываются при оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, при установлении стимулирующих выплат за высокие результаты работы).


      Организована работа по переходу областных государственных образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, и их руководителей на эффективный контракт.


      По итогам независимой оценки разработана региональная Концепция проекта «Выравнивание шансов детей на получение качественного образования в Тамбовской области», ключевой особенностью которой является реализация идеи помощи «сильных» школ наименее успешным образовательным организациям (ознакомиться).


      В рамках проведения независимой оценки качества образования управлением образования реализован проект по обеспечению технической возможности оценки деятельности образовательных организаций области. Разработан и внедрен электронный ресурс, обеспечивающий потребителям услуг возможность в электронном виде выражать свое мнение о качестве оказываемых услуг. Электронная анкета размещена на официальном сайте управления образования и на сайтах образовательных организаций.


      По результатам независимой оценки качества возрастает доля потребителей услуг, готовых рекомендовать образовательные организации, занявшие высшие места в рейтинге, родственникам и знакомым. Ведется систематическая работа по информационной поддержке деятельности общественного совета, мероприятий независимой оценки качества образования в средствах массовой информации.

      Создан и ведется раздел НОКО на официальном сайте управления образования.

      ТОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» в программы дополнительного профессионального образования руководящих работников включены образовательные модули «Государственно-общественное управление в образовательной организации», «Механизмы участия родительской общественности в развитии и совершенствовании образовательного процесса», «Общественно-активная школа-школа нового поколения».

      Публикация результатов общественного контроля

      1. Результаты независимой оценки обсуждаются на общественном совете, коллегиях управления образования, на совещаниях с муниципальными координаторами, руководителями органов местного самоуправления и представляются начальнику управления (ознакомиться). Для каждой образовательной организации разрабатываются предложения по улучшению качества образования.

       

      2. Результаты независимой оценки качества образования освещаются в региональных СМИ (материал 1 и материал 2).

      3. Также, результаты независимой оценки качества образования размещаются на официальном сайте управления образования, официальных сайтах органов местного самоуправления (http://pervobraz.68edu.ru/, http://rasskazovogorono.68edu.ru/open-data/noko)

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      1. Общественный совет при управлении образования формировался при участии Общественной палаты Тамбовской области. В его состав на общественных началах вошли представители региональных общероссийских общественных отделений, некоммерческих организаций, молодежных объединений, представители родительской общественности.

       

      2. Общественный совет определяет перечень организаций для проведения независимой оценки качества образования; принимает участие в рассмотрении проектов документов о закупках, услуг, а также проекта государственного контракта, заключаемого управлением образования с организацией-оператором; проводит независимую оценку качества. Свою деятельность общественный совет осуществляет в соответствии с Положением об общественном совете.

      Значимость деятельности общественного совета по проведению независимой оценке качества высока, так как независимая оценка качества образовательной деятельности – это один из механизмов взаимодействия граждан с органами власти. Она проводится для того, чтобы получатели услуг имели возможность высказать свое мнение о работе образовательных организаций, а управление образования смогло принять меры по улучшению качества работы этих организаций (ознакомиться).

       

      3. Вся информация о деятельности общественного совета по независимой оценке, состав общественного совета размещены в сети «Интернет» на официальном сайте управления образования.

       

      4. Организация-оператор по сбору, обобщению и анализу результатов независимой оценки качества образования определяется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      Организацией-оператором осуществляется сбор и анализ информации путем анализирования сайтов образовательных организаций (в 2017 году проанализированы сайты 160 образовательных организаций) и проведения анкетирования получателей образовательных услуг (в 2017 году в опросе приняли участие 10 939 респондентов). Надежность и сохранность собранных данных обеспечивает организация-оператор, так как она является разработчиком платформы, на которой проводится анкетирование. Используются анкеты двух видов: одна анкета заполняется организацией-оператором по каждой образовательной организации на основании анализа официального сайта и других официальных источников, вторая анкета заполняется респондентами, в которой предполагается выбор одного из предложенного варианта ответа: «удовлетворен/не удовлетворен», «в целом хорошо/плохо», «отлично/полностью удовлетворен» и тд.

       

      5. После сбора информации организация-оператор систематизирует выявленные проблемы, готовит итоговый отчет по независимой оценке с предложениями по повышению качества работы для конкретной организации или как минимум для типа образовательных организаций. Завершающим этапом проведения независимой оценки является распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки.

       

      6. После утверждения общественным советом результатов независимой оценки качества образования, представленных организацией-оператором, ответственные лица управления образования размещают информацию по каждой образовательной организации на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) услуг в сети «Интернет», где автоматически определяется среднее интегральное значение по региону и по каждой образовательной организации, а также формируется рейтинг.

       

      7. Образовательные организации по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательной организации (http://trvasilek.68edu.ru/wp-content/uploads/2018/02/uluchhhenie-kachestva-obrazovaniya.pdf и http://www.tambovmusic.ru/plan-mer-po-uluchsheniyu-okazaniya-kachestva-uslug-naseleniyu), используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в программе развития образования.

      Использованный инструментарий

      Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по общим критериям, утвержденным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

      Независимая оценка проведена по показателям, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

      Использовались анкеты и опросники, рекомендованные Минобрнауки РФ от 15 сентября 2016 года № АП-87/02вп.

      В 2017 году общественным советом были утверждены дополнительные критерии, касающиеся удовлетворенности качеством воспитательной работы организаций и качеством платных образовательных услуг.

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      1. Возможен риск предоставления образовательной организацией недостоверной информации, так как анкетирование респондентов проходит в режиме онлайн.
      2. Некомпетентность в сфере образования, привлеченной на конкурсной основе организации, осуществляющей сбор, обобщение, анализ информации о результатах независимой оценки.

      Документы, регламентирующие проведение общественного контроля

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

       

      2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

       

      3. Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

       

      4. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утв. Министром образования и науки РФ 14.10.2013 г.).

       

      5. Закон Тамбовской области от 29.04.2015 № 522-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере осуществления общественного контроля в Тамбовской области".

       

      6. Приказ управления образования и науки области от 21.06.2018 № 1590 "Об утверждении Положения об Общественном совете при управлении образования и науки области по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности".

      Документы, разработанные по итогам общественного контроля

      1. Приказ управления образования и науки области от 26.10.2017 № 2993 "О реализации предложений общественного совета при управлении образования и науки по результатам независимой оценки качества образования в 2017 году".

      2. Приказ управления образования и науки области от 15.01.2018 № 49 "О награждении Почетной грамотой коллективы образовательных организаций , занявших по результатам независимой оценки за 2017 год высшие места в региональном рейтинге"