А вы Указы Президента выполняете?

    • Проблемы и задачи

      Контроль реализации поручения Президента Российской Федерации в Красноярском крае, изложенного в его Указе № 599 от 7 мая 2012 г. в пункте 3 «о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение подростков рабочим профессиям на базе общего среднего образования»

      Целевая группа

      Обучающиеся и их родители (законные представители).

      Работодатели

      Субъекты общественного контроля

      Гражданская ассамблея (региональная общественная палата) Красноярского края, в первую очередь общественная палата по образованию и просвещению.

       

      Предмет общественного контроля

      Выполнение Указа Президента Российской Федерации

      Периодичность

      Проводился один раз

      Длительность контроля

      С апреля 2016 по настоящее время.

      Результаты общественного контроля

      В ходе общественного мониторинга было выявлено невыполнение Указа Президента Российской Федерации Главным управлением образования города Красноярска, а также неэффективное использование бюджетных средств образовательной организации дополнительного образования детей.

       

      Попытка повлиять на сложившуюся ситуацию в сторону ее исправления, предпринятая председателем общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи (региональной общественной палаты) Красноярского края, встретила непонимание и сопротивление со стороны Главного управления образования и главы администрации города Красноярска.

       

      Решение сообщить результаты и итоги общественного мониторинга на региональный уровень государственного управления позволило добиться установления губернаторского контроля над исправлением ситуации, который предполагает ежемесячный письменный отчет лично мэра города губернатору о мерах, принятых для исправления ситуации.

       

      В ходе работы попытки подменить реальное исправление ситуации отчетами о формально-показательных мероприятиях по исправлению ситуации были успешно пресечены. На разных этапах были уволены руководители Главного управления образования администрации города Красноярска и учебно-производственного цеха "Прогресс", не сумевшие разработать и реализовать действенных мер.

       

      Результатом стал одобренный Общественной палатой и Министерством образования Красноярского края план по исправлению сложившейся ситуации. Работы по нему привели к существенным позитивным изменениям. Губернаторский контроль с согласия Министерства и Общественной палаты был снят. Общественный контроль продолжается до полного исправления ситуации.

      Публикация результатов общественного контроля

      Губернатору Красноярского края в формате доклада в рамках регулярного, проводимого раз в полугодие на площадке Гражданской ассамблеи (региональной общественной палаты) Красноярского края, общественного обсуждения проблем края.

       

      Результаты общественного мониторинга в ходе его реализации были представлены на общественных обсуждениях.

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      В качестве объектов общественного контроля были выбраны Министерство образования Красноярского края и Главное управление образования администрации города Красноярска. От них был запрошен ряд сведений, касающихся выполнения Указа Президента, в том числе сколько детей обучили рабочим профессиям без отрыва от общеобразовательной школы и какие ресурсы на это были потрачены.

       

      Министерство образования дало ответ в виде отчета о реализации положений Указа – позитивный документ, содержащий сведения о создании на базе образовательных организаций среднего профессионального образования 8 многофункциональных центров прикладных квалификаций, соответствующих требованиям Указа.

       

      Главное управление образования города тоже ответило. Сообщило, что муниципальный уровень не обязан выполнять соответствующий Указ в этой его части. Дали соответствующие пояснения.

       

      Изучая их ответ, субъекту общественного контроля удалось обнаружить очень тревожные сведения. Они касались работы специализированного учебно-производственного цеха «Прогресс».

       

      В документе главного управления образования города было указано, что в 2015-2016 учебном году по специальностям слесарь-инструментальщик и токарь было обучено, соответственно, всего 9 и 4 человека с получением удостоверения о присвоении квалификации. При этом только на коммунальные расходы было затрачено почти 800 тыс. руб., на содержание здания еще 250 тыс. руб. бюджетных денег, а еще зарплаты персонала и прочее.

       

      Представители Общественной палаты по образованию и просвещению, посетив образовательную организацию и проведя беседы с руководством и педагогическим персоналом, выяснили, что учебно-производственный цех обладает достаточным станочным парком и, по опыту работы с 1983 по 2012 гг., потенциалом обучения от 200 до 500 детей за учебный год по шести рабочим специальностям.

       

      На основании этих сведений, содержащихся в официальном ответе Главного управления образования, и в полученной на месте информации, было направлено соответствующее обращение мэру города Красноярска. Повод – неэффективное использование бюджетных средств образовательной организации дополнительного образования детей. Через некоторое время был получен ответ мэра города, суть которого сводилась к тому, что все работает нормально и эффективно.

       

      Конечно, ответ высшего должностного лица города не был убедительным и субъект общественного контроля принял решение сообщить результаты и итоги общественного мониторинга на региональный уровень государственного управления.

       

      Следующим шагом стало выступление председателя общественной палаты на встрече губернатора края с членами Гражданской ассамблеи (региональной общественной палаты) в рамках регулярного, проводимого раз в полугодие, общественного обсуждения проблем края. Там были доложены итоги общественного мониторинга о неэффективном использовании бюджетных средств в городской системе дополнительного образования детей и был передан губернатору подготовленный пакет документов: переписка с мэром города и Главным управлением образованием, справка о посещении членами общественной палаты учебно-производственного цеха и др. материалы общественного мониторинга.

       

      Реакция губернатора последовала сразу – им было дано распоряжение о назначении губернаторского контроля по этой ситуации. При этом губернатор включил в процедуру своего контроля два типа экспертов, от экспертного заключения которых зависело решении о прекращении процедуры губернаторского контроля[1]: в качестве государственного эксперта он назначил министра образования края, в качестве общественного эксперта — председателя профильной общественной палаты по образованию.

       

      Через некоторое время, ничего по существу ситуации не исправив и осуществив только некоторые формально-показательные мероприятия, мэр направил губернатору ходатайство о снятии ситуации с контроля. Вероятно, оно было написано под влиянием руководителя Главного управления образования администрации города Красноярска. В такой ситуации, председатель общественной палаты, конечно, официально дал отрицательное заключение. Министр образования Красноярского края в своем заключении тоже обозначил, что в ситуации существенных изменений нет. Губернаторский контроль ситуации прекращен не был.

       

      Осознав серьезность ситуации и совпадение мнений государственной и общественной экспертизы, мэр счел за благо для себя уволить руководителя Главного управления и поручить все новому человеку, хотя впоследствии и сам лишился своего поста[2].

       

      Для исправления сложившейся ситуацией со специализированным учебно-производственным цехом «Прогресс» новый руководитель Главного управления образования подготовил развернутый план. Его рассмотрели совместно Общественная палата и Министерство образования и оба дали свое позитивное экспертное заключение. В этой связи с губернаторского контроля ситуацию сняли. Но общественный контроль продолжился.

       

      Поначалу ситуация динамично и существенно исправлялась, но затем все вновь неожиданно остановилось. Тогда, в мае 2018 года, провели общественное обсуждение по результатам общественного контроля уже непосредственно в здании учебно-производственного цеха «Прогресс». В нем приняли участие представители Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Общественной палаты, общественных советов при Министерстве образования, Главном управлении администрации города Красноярска и городском Управлении МВД.

       

      Основной вывод по итогу общественного обсуждения: Главное управление образования действительно пытается изменить ситуацию, но на уровне руководства образовательной организацией наблюдается если не саботаж, то пассивность и бездействие точно.

       

      Руководителя образовательной организации уволили через месяц после общественного обсуждения сложившейся ситуации и назначили нового. Главное управление в ходе этих общественных обсуждений дало обещание с нового учебного года резко исправить ситуацию и выполнить ранее заявленный план.

       

      Общественный контроль продолжается. Осенью 2018 г. предполагается проведение общественного обсуждения ситуации с участием Гражданской ассамблеи, общественных советов при Министерстве образования края и при Главном управлении образованием города.


      [1] Процедура губернаторского контроля предполагает ежемесячный письменный отчет лично мэра города губернатору о мерах, принятых для исправления ситуации
      [2] Сам факт назначения губернаторского контроля по ситуации в муниципалитете, а также его продолжительность (в данном случае около 8 месяцев), вносят значительный вклад в комплексную отрицательную оценку деятельности главы местного самоуправления города

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      Было встречено противодействие в решении сложившейся ситуации со стороны руководства образовательной организации и города Красноярска. Только доведение выявленной проблемы до более высокого уровня государственного управления позволило сдвинуть ситуацию с мертвой точки в сторону позитивных изменений.

      Документы, регламентирующие проведение общественного контроля

      Ниже представлены документы, которые появлялись по ходу проведения общественного контроля и отражают его ключевые этапы:

      1. Инициация общественного контроля: письма о предоставлении информации в целях осуществления общественного мониторинга в адрес Министерства образования Красноярского края и Главы города Красноярска.
      2. Ответ на запрос от Главного управления образования администрации города Красноярска.
      3. Письмо Председателя общественной палаты губернатору об УПЦ "Прогресс", а также справка об этой организации
      4. «Приглашение Министру» и «Приглашение Мэру» на общественное обсуждение результатов общественного мониторинга.
      5. Ходатайство главы города Красноярска в адрес губернатора о снятии ситуации с губернаторского контроля
      6. Письмо председателя общественной палаты по образованию и просвещению в адрес Губернатора Красноярского края о преждевременности снятия губернаторского контроля
      7. План работ по исправлению сложившейся ситуации от нового начальника Главного управления образованием администрации города Красноярска
      8. Справка для участников круглого стола 16 мая 2018 г. в УПЦ «ПРОГРЕСС» и программа мероприятия