Нанотехнологии и профессионально-общественная аккредитация

    • Проблемы и задачи

      Профессионально-общественная аккредитация проводится в целях повышения качества образования путем независимой экспертизы образовательных программ со стороны профессионального сообщества, непосредственно заинтересованного в установлении реального потенциала программ, актуализации их содержания и результатов

      Целевая группа

      1. Предприятия-работодатели
      2. Образовательные организации
      3. Обучающиеся в образовательных организациях

      Субъекты общественного контроля

      Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии

      НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии»

      Эксперты, проводящие аккредитационную экспертизу

      Предмет общественного контроля

      Качество подготовки выпускников по образовательным программам в области нанотехнологий

      Периодичность

      Проводится периодически/регулярно

      Дата начала, окончания проведения практики и ее периодичность

      Профессионально-общественная аккредитация проводится с февраля 2015 года по настоящее время. По запросу образовательных организаций.

      Результаты общественного контроля

      Профессионально-общественная аккредитация оказывает стимулирующее воздействие как на образовательное сообщество, так и на рынок труда, позволяет выявить факторы, сдерживающие развитие образовательных программ. По результатам аккредитации корректируется алгоритм реализации образовательных программ в целях более эффективного учета требований рынка труда и, как следствие, повышения конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг. Активизируется взаимодействие образовательных организаций с представителями реального сектора экономики, работодатели участвуют в разработке и развитии образовательных программ, получая на выходе выпускников с нужной квалификацией. Повышается удовлетворенность обучающихся процессом обучения, улучшается ситуация с трудоустройством выпускников.

      По состоянию на сентябрь 2018 года аккредитовано 49 программ. На аккредитацию, в которой приняли участие 23 вуза из 19 регионов, подавались программы в том числе, по таким направлениям подготовки, как "нанотехнологии и микросистемная техника", "электроника и наноэлектроника", "материаловедение и технологии материалов", "наноинженерия".

      Публикация результатов общественного контроля

      Информация об аккредитованных программах вносится в реестр Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (www.nspk-poa.ru) и в систему мониторинга профессионально-общественной аккредитации (www.accredpoa.ru), публикуется на сайтах Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии и образовательных организаций, программы которых прошли аккредитацию

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      1. Образовательная организация направляет в аккредитующую организацию заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации;
      2. В случае принятия решения об аккредитации аккредитующая организация заключает договор с образовательной организацией;
      3. Проводится отбор профильных экспертов, формируется экспертная комиссия, включающая в себя, в том числе, представителей работодателей;
      4. Проводится аккредитационная экспертиза как в форме камеральной проверки (анализ представленных образовательной организацией материалов), так и в форме выездного аудита, в ходе которого проводятся встречи с руководством программы, с руководством образовательной организации, с работодателями, преподавателями, студентами, выпускниками;
      5. Аккредитующая организация рассматривает заключение, подготовленное комиссией по результатам экспертизы и принимает решение об аккредитации образовательной программы или отказе в ней;
      6. В случае положительного решения аккредитующая организация выдает образовательной организации свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы;
      7. Информация об аккредитованных программах вносится в реестр Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (www.nspk-poa.ru) и в систему мониторинга профессионально-общественной аккредитации (www.accredpoa.ru)

      Использованный инструментарий

      Критерии оценки программ:

      1. Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций.

      2. Соответствие планируемых результатов освоения образовательной программы профессиональным стандартам в области нанотехнологий и иным квалификационным требованиям работодателей.

      3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов требованию достижения обучающимися запланированных результатов обучения.

      4. Соответствие кадровых, материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов заявленным в образовательной программе результатам обучения.

      5. Наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников программы работодателями.

      6. Подтвержденное участие работодателей в проектировании программы, в разработке программ практик, в организации проектной работы учащихся и пр.

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      1. Результаты независимой аккредитации не учитываются при государственной аккредитации. Как следствие, у образовательных организация слабо развита мотивация к прохождению профессионально-общественной аккредитации. Еще один важный ограничивающий фактор – отсутствие у образовательной организации средств на профессионально-общественную аккредитацию.
      2. Для того, чтобы у образовательных организаций сформировалось доверие к аккредитующим организациям, должна быть прозрачная схема отбора и валидации организаций, проводящих независимую оценку качества образования.
      3. Образовательные организации испытывают определенные сложности в работе с профессиональными стандартами и учету требований этих стандартов и иных квалификационных требований работодателей в образовательных программах, а это – один из основных критериев профессионально-общественной аккредитации.
      4. Слабое взаимодействие образовательных организаций с работодателями – основными «потребителями» выпускников. В ряде случаев участие работодателей в жизни образовательных программ носит декларационный характер.

      Документы, регламентирующие проведение общественного контроля

       (1. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утверждены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 3 июля 2017 г.)

      2. Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утверждены АНО "Национальное агентство развития квалификаций" 11 июля 2018 г.)

      3. Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области нанотехнологий (текущая версия документа находится на доработке)

      Документы, разработанные по итогам общественного контроля

      По итогам аккредитации экспертная комиссия готовит заключение, включающее характеристику сильных и слабых сторон образовательной программы и рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.