- Главная
- Направления
- Нанотехнологии и профессионально-общественная аккредитация
Нанотехнологии и профессионально-общественная аккредитация
Проблемы и задачи
Профессионально-общественная аккредитация проводится в целях повышения качества образования путем независимой экспертизы образовательных программ со стороны профессионального сообщества, непосредственно заинтересованного в установлении реального потенциала программ, актуализации их содержания и результатов
Целевая группа
- Предприятия-работодатели
- Образовательные организации
- Обучающиеся в образовательных организациях
Субъекты общественного контроля
Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии
НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии»
Эксперты, проводящие аккредитационную экспертизу
Предмет общественного контроля
Качество подготовки выпускников по образовательным программам в области нанотехнологий
Периодичность
Проводится периодически/регулярноДата начала, окончания проведения практики и ее периодичность
Профессионально-общественная аккредитация проводится с февраля 2015 года по настоящее время. По запросу образовательных организаций.Результаты общественного контроля
Профессионально-общественная аккредитация оказывает стимулирующее воздействие как на образовательное сообщество, так и на рынок труда, позволяет выявить факторы, сдерживающие развитие образовательных программ. По результатам аккредитации корректируется алгоритм реализации образовательных программ в целях более эффективного учета требований рынка труда и, как следствие, повышения конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг. Активизируется взаимодействие образовательных организаций с представителями реального сектора экономики, работодатели участвуют в разработке и развитии образовательных программ, получая на выходе выпускников с нужной квалификацией. Повышается удовлетворенность обучающихся процессом обучения, улучшается ситуация с трудоустройством выпускников.
По состоянию на сентябрь 2018 года аккредитовано 49 программ. На аккредитацию, в которой приняли участие 23 вуза из 19 регионов, подавались программы в том числе, по таким направлениям подготовки, как "нанотехнологии и микросистемная техника", "электроника и наноэлектроника", "материаловедение и технологии материалов", "наноинженерия".
Публикация результатов общественного контроля
Информация об аккредитованных программах вносится в реестр Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (www.nspk-poa.ru) и в систему мониторинга профессионально-общественной аккредитации (www.accredpoa.ru), публикуется на сайтах Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии и образовательных организаций, программы которых прошли аккредитацию
План и алгоритм проведения общественного контроля
- Образовательная организация направляет в аккредитующую организацию заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации;
- В случае принятия решения об аккредитации аккредитующая организация заключает договор с образовательной организацией;
- Проводится отбор профильных экспертов, формируется экспертная комиссия, включающая в себя, в том числе, представителей работодателей;
- Проводится аккредитационная экспертиза как в форме камеральной проверки (анализ представленных образовательной организацией материалов), так и в форме выездного аудита, в ходе которого проводятся встречи с руководством программы, с руководством образовательной организации, с работодателями, преподавателями, студентами, выпускниками;
- Аккредитующая организация рассматривает заключение, подготовленное комиссией по результатам экспертизы и принимает решение об аккредитации образовательной программы или отказе в ней;
- В случае положительного решения аккредитующая организация выдает образовательной организации свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы;
- Информация об аккредитованных программах вносится в реестр Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (www.nspk-poa.ru) и в систему мониторинга профессионально-общественной аккредитации (www.accredpoa.ru)
Использованный инструментарий
Критерии оценки программ:
1. Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки профессиональных квалификаций.
2. Соответствие планируемых результатов освоения образовательной программы профессиональным стандартам в области нанотехнологий и иным квалификационным требованиям работодателей.
3. Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов требованию достижения обучающимися запланированных результатов обучения.
4. Соответствие кадровых, материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов заявленным в образовательной программе результатам обучения.
5. Наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников программы работодателями.
6. Подтвержденное участие работодателей в проектировании программы, в разработке программ практик, в организации проектной работы учащихся и пр.
Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля
- Результаты независимой аккредитации не учитываются при государственной аккредитации. Как следствие, у образовательных организация слабо развита мотивация к прохождению профессионально-общественной аккредитации. Еще один важный ограничивающий фактор – отсутствие у образовательной организации средств на профессионально-общественную аккредитацию.
- Для того, чтобы у образовательных организаций сформировалось доверие к аккредитующим организациям, должна быть прозрачная схема отбора и валидации организаций, проводящих независимую оценку качества образования.
- Образовательные организации испытывают определенные сложности в работе с профессиональными стандартами и учету требований этих стандартов и иных квалификационных требований работодателей в образовательных программах, а это – один из основных критериев профессионально-общественной аккредитации.
- Слабое взаимодействие образовательных организаций с работодателями – основными «потребителями» выпускников. В ряде случаев участие работодателей в жизни образовательных программ носит декларационный характер.
Документы, регламентирующие проведение общественного контроля
1. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утверждены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям 3 июля 2017 г.)
2. Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утверждены АНО «Национальное агентство развития квалификаций» 11 июля 2018 г.)
3. Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области нанотехнологий (одобрено СПК в наноиндустрии 20.06.2019 г.)
4. Порядок отбора экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и ведения реестра экспертов (одобрен СПК в наноиндустрии 20.06.2019 г.)
5. Программа повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации (одобрена СПК в наноиндустрии 20.06.2019 г.)
6. Форма отчета по самообследованию образовательной программы (одобрена СПК в наноиндустрии 20.06.2019 г.)
Документы, разработанные по итогам общественного контроля
По итогам аккредитации экспертная комиссия готовит заключение, включающее характеристику сильных и слабых сторон образовательной программы и рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.