Модуль 3. Проведение общественного контроля: от возникновения проблемы до ее устранения (базовая часть)

Тезисы

На практике существует большое количество разных видов общественного участия в оценке качества условий образовательной деятельности, соответствующих понятию общественного контроля. В Федеральном законе от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечислено 5 основных форм его реализации. Многообразие видов и форм определяет разнообразие реализуемых процедур общественного контроля. Однако при всем этом многообразии можно выделить ключевые этапы универсальные (инвариантные) для подавляющего большинства процедур общественного контроля.

Первый этап – инициация общественного контроля. Он начинается с возникновения, выявления, фиксации проблемы, постановки цели и задач, определения целевых групп, включая интерессантов и потенциальных пользователей результатов общественного контроля.

Второй этап – подготовка процедур общественного контроля, начиная с разработки или подбора методики, инструментария, привлечения исполнителей. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить выбору источников информации и способов ее получения, включая обеспечение доступа к объекту общественного контроля, заключение необходимых договоренностей. Важным видом работ на этом этапе является подбор и подготовка общественных контролеров, привлечение экспертов.

Третий этап – проведение процедур общественного контроля, включающий непосредственную работу контролеров, наблюдателей, инспекторов, экспертов, оценщиков в рамках проводимых оценочных мероприятий, а также работу по первичной обработке полученных материалов. Финалом данного этапа является формирование базы данных или пакета материалов, содержащих результаты проведенных контрольных и оценочных процедур.

Четвертый этап – представление и использование полученных результатов общественного контроля. На данном этапе необходимо особое внимание уделить форматам представления результатов, при выборе которых необходимо учитывать специфику целевой аудитории, особенности используемого информационного канала и основные задачи, которые необходимо решить за счет организованных информационных мероприятий и процессов. Планирование этих форматов должно быть осуществлено в рамках реализации второго этапа.

Зафиксированные в Федеральном законе от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» информационно-коммуникативные формы проведения общественного контроля (общественное обсуждение и общественные (публичные) слушания) могут рассматриваться не только как самостоятельные формы, но и как механизмы публичного представления и продвижения результатов общественного контроля. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их проведении.

Ключевой частью третьего этапа является разработка рекомендаций по совершенствованию условий образовательной деятельности, построенных на основе результатов общественного контроля. Рекомендации могут быть сформулированы для управленцев разного уровня. При передаче их адресатам необходимо использовать исключительно официальные каналы.

Пятый этап общественного контроля – контроль за использованием его результатов. Часто этот этап инициаторы и организаторы общественного контроля упускают из вида, что приводит к риску формализации проведенных процедур. Важно также рассмотреть возможность и целесообразность участия субъектов общественного контроля в содействии устранению выявленных нарушений и недостатков.

Задания в ходе занятий

  • Дать описание проблемной ситуации. Сформулировать, в чем заключается проблема.
  • Какие нормативные правовые документы необходимо изучить? Какого уровня? По каким вопросам?
  • Кто является заинтересованными субъектами в данной ситуации? Каким образом узнать их мнение? О чем необходимо спросить?
  • Какими характеристиками должны обладать эксперты для проведения контрольных оценочных процедур в данной ситуации? Где и как их искать?
  • Как следует построить работу экспертов? Что они будут оценивать и какими методами? В каком формате целесообразно представить экспертное мнение?
  • Какие объективные статистические данные будут полезны для проведения общественного контроля в данной ситуации? Где их можно взять? У кого и каким образом можно запросить?

Демонстрационные материалы

Скачать Модуль 3 файл в формте pptx, 7,7MB

Раздаточные материалы

Скачать Анкета Запрос файл в формте docx, 68KB
Скачать Анкета Удовлетворенность файл в формте docx, 86KB
Скачать Основные правила анкетирования файл в формте docx, 21KB

Список рекомендованных источников и литературы

  1. Сайты федеральных Министерств и ведомств — http://минобрнауки.рф и др.
  2. Сайт Рособрнадзора РФ — http://obrnadzor.gov.ru/ru/
  3. Официальный интернет-портал правовой информации — http://pravo.gov.ru/
  4. Общественная палата Российской Федерации — https://www.oprf.ru/
  5. КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru/
  6. Гарант — http://base.garant.ru/
  7. Сайты региональных и местных органов управления образованием
  8. Сайты региональных и местных Правительств
  9. Сайты образовательных организаций (локальные акты)
  10. Тематические порталы: Роспотребнадзор, Санэпиднадзор, Пенсионный Фонд, Соцзащита, Усыновление в России и др.
  11. Реализация ФЗ «Об образовании в РФ» — http://273-фз.рф/
  12. Росстат — http://www.gks.ru/
  13. Сайты федеральных Министерств и ведомств — http://минобрнауки.рф/ и др.
  14. Сайт Рособрнадзора РФ — http://obrnadzor.gov.ru/ru/
  15. Сайты иных контрольно-надзорных органов: Роспотребнадзор, Санэпиднадзор, Федеральная налоговая служба и др.
  16. Портал открытых данных Российской Федерации — http://data.gov.ru
  17. Сайты региональных и местных органов управления образованием
  18. Сайты региональных и местных Правительств
  19. Сайты образовательных организаций
  20. Тематические порталы: Пенсионный Фонд, Соцзащита, Усыновление в России, Казначейство и др.
  21. Сайт «Государственные муниципальные учреждения» (ГМУ) — http://bus.gov.ru и др.
  22. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет» — http://www.r-komitet.ru/
  23. Институт развития ГОУО — http://gouo.ru/
  24. Санкт-Петербургский городской родительский комитет — http://www.spbroditeli.ru/
  25. Служба поддержки участников образовательного процесса — http://www.usperm.ru/
  26. Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» — http://www.oodvrs.ru/ и др.
  27. Ассоциация руководителей образовательных организаций — https://association.educationmanagers.ru/
  28. Ассоциации учителей предметников: http://uchitel-slovesnik.ru/, http://raum.math.ru/ и мн.др
  29. Ассоциации психологов и др. специалистов: http://рпо.рф/rpo/, и т.п.
  30. Сообщество взаимопомощи учителей — http://pedsovet.su/
  31. Учительский портал — http://www.uchportal.ru/
  32. Социальная сеть работников образования — https://nsportal.ru/ и мн.-мн. др.
  33. «7я.ру» — http://www.7ya.ru/
  34. «Детство.ру» — https://detstvo.ru/
  35. «Материнство» — https://materinstvo.ru/
  36. «Я – родитель» — http://yaroditel.com/
  37. «ГдеПапа.Ру» — http://gdepapa.ru/ и мн.-мн. др.
  38. Сайт Института развития государственно-общественного управления (Специализированный сайт, посвященный участию общественности в управлении образованием, образовательными организациями. В библиотеке сайта собраны и представлены множественные материалы по участию общественности в оценке качества образования.)
  39. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации» (Задает требования к обязательной информации для официальных сайтов образовательных организаций. Позволяет ориентироваться не только в содержании – какую информацию можно найти на сайте, но и в навигации – в каких разделах сайтов ее искать.)
  40. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» (Дан перечень показателей системы образования, на основании которых муниципальные, региональные и федеральные органы управления образованием готовят ежегодный открытый официальный отчет)
  41. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (с учетом последних изменений) (Дан перечень показателей системы образования, на основании которых образовательные организации всех типов и видов в обязательном порядке готовят ежегодный открытый официальный отчет)
  42. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учебн. пособие. – М., 2012. – 318 с. (Пособие представляет собой практическое руководство по подготовке и проведению деловых совещаний, принятию инновационных коллективных управленческих решений через стимулирование творческой активности участников совещания.)
  43. Колесников Ю.С. Методика проведения фокус-групп (Автор в лаконичной и доступной форме описывает основные действия и условия при подготовке и проведении групповых исследований методом фокус-группы.)