Модуль 5.2. Аккредитация в образовательных организациях (модуль по выбору)

Цель модуля: познакомить со спецификой и структурой системы гарантии качества образования на региональном и федеральном уровне в форме аккредитации образовательных организаций и образовательных программ.

Тезисы

Часть 1

Понятие «аккредитация» в системе образования появилось с выходом первого отраслевого федерального закона «Об образовании» в 1992 году. За четверть века это понятие стало широко известным обучающимся и родителям и обязательным при выборе образовательной организации.

В настоящее время новая государственная образовательная политика (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 года) разграничила функции по обеспечению гарантии качества образования между обязательными государственными процедурами регламентации деятельности образовательных организаций и процедурами независимой оценки профессиональными и общественными структурами и организациями. Кроме того, процедуры государственной и независимой оценки дифференцируются по отношению к объекту оценки (образовательные организации как юридические лица и обучающиеся и выпускники как физические лица).

Тема аккредитации не имеет прямого отношения к общественному контролю качества условий реализации образовательных программ. Вместе с тем, независимые добровольные процедуры аккредитации могут рассматриваться как одна из форм привлечения общественности (академической, студенческой, профессиональной) к оценке КАЧЕСТВА образования.

Кроме того, наличие лицензии на образовательную деятельность является необходимым условием для реализации образовательных программ и деятельности образовательной организации, а наличие государственной аккредитации – условием для реализации права образовательной организации выдавать своим выпускникам документы установленного (государственного) образца, права студентам на отсрочку от воинской службы и т.д.

Сертификаты и свидетельства, полученные образовательной организацией по итогам прохождения независимых добровольных процедур аккредитации, могут свидетельствовать о качестве реализации образовательных программ, уровне развития и степени ответственности коллектива образовательной организации, позиционировании в регионе и отрасли, а также на российском и международном уровне.

Государственная аккредитация образовательной деятельности - обязательная процедура для образовательных организаций, но не для всех. Важно знать: что является предметом аккредитации, что дает государственная аккредитация образовательным организациям и выпускникам, сроки действия аккредитации.

Процедуры общественной, профессионально-общественной и международной аккредитации являются добровольными. Они имеют отношение к организациям профессионального образования. Кто имеет право проводить такие процедуры? Что мотивирует образовательные организации проходить аккредитацию? Какой организации, проводящей аккредитацию (и каким документам по итогам аккредитации) можно доверять? Эти вопросы могут быть важными при оценке деятельности образовательной организации со стороны общественности. Процедуры аккредитации в отличие от других процедур регламентации (лицензирования, контроля, надзора) и процедур оценки результатов (рейтинги, мониторинги) оценивают качество образования.

Специфика аккредитации – в ее доверительности, добровольности, прозрачности, коллегиальности принятия решений. Почему российская практика аккредитации отличается от общемировой практики? Почему Россия не соблюдает взятые на себя обязательства в области гарантии качества высшего образования? Какие общемировые подходы к оценке качества образования можно и нужно использовать для развития образовательных организаций на региональном и национальном уровне?

Часть 2

Рассматриваются два подхода в области независимой оценки качества образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях профессионального образования: профессионально-общественная и международная аккредитация.

Чем отличается профессионально-общественная и общественная аккредитация в образовательных организациях?

Формирование и развитие профессионально-общественной аккредитации под патронатом Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, структура Совета, функции и задачи, требования к аккредитующим организациям и экспертам. Взаимодействие и разграничение полномочий Национального Совета, Советов по профессиональным квалификациям по отраслям, аккредитующих организаций, уполномоченных СПК на проведение профессионально-общественной аккредитации.

С какими проблемами и вопросами сталкиваются организации, проходящие и проводящие профессионально-общественную аккредитацию? Где размещается информация об аккредитующих организациях? Каким сертификатам о прохождении профессионально-общественной аккредитации можно верить? Что такое «аккредитационные мельницы»?

Международная аккредитация в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования получила востребованность в настоящее время в связи с необходимостью "усиления экспортного потенциала российского образования". Международная аккредитация явно не прописана в законе, но есть упоминание о возможности прохождения аккредитации в зарубежных организациях. Этот термин упоминается также в других документах (Государственных программах, утвержденных Правительством, ФГОС 3++ и т.д.).

Почему государство и образовательные организации заинтересованы в получении зарубежного «знака качества» реализуемых образовательных программ? Что дает вузу международное признание? Что дает региону международное признание качества образования в находящихся на его территории образовательных организациях? О чем свидетельствует Свидетельство о международной аккредитации?

Практика проведения профессионально-общественной и международной аккредитации. Источники информации о результатах международной аккредитации.

Демонстрационные материалы

Скачать Модуль 5.2 часть 1 файл в формте pptx, 6,3MB
Скачать Модуль 5.2 часть 2 файл в формте pptx, 13,6MB

Список рекомендованной литературы

  1. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/ В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. – Йошкар–Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с. (Пособие представляет собой анализ развития системы аккредитации в России, причины и предпосылки развития государственной аккредитации, дано описание формирования показателей и критериев аккредитации, принципы дифференциации образовательных организаций по типам и видам, представлена практика государственной аккредитации высших учебных заведений в течение 10 лет.)
  2. Наводнов В.Г. Практика аккредитации в системе высшего образования России / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова // Высшее образование в России, 2015. - № 5. – С. 12-20. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России// Высшее образование в России, 2017. № 10. С. 13-25. (Статьи, дающие представление об истории и специфике развития различных видов аккредитации в образовательных организациях России. Анализируются причины множественности видов аккредитации, степени их востребованности, предложены перспективы развития аккредитации в России.)
  3. Мотова, Г.Н. Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО/ Г.Н. Мотова, Н.А. Аносова// Аккредитация в образовании. – 2013. - № 62. – С.83-85. Мотова, Г.Н. ДПО: между законом и практикой / Г.Н. Мотова,Н.А. Аносова // Аккредитация в образовании. – 2013. - № 64. – С.48-51. Мотова, Г.Н. Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево / Г.Н. Мотова, Н.А. Аносова // Аккредитация в образовании. – 2013. - № 65. – С.72-75. (Статьи, поднимающие и объясняющие проблемы оценки качества дополнительного профессионального образования. В лаконичной и доступной форме авторы анализируют государственную образовательную политику в отношении ДПО и состояние дел в аккредитации образовательных организаций ДПО)
  4. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, утвержденные Председателем НСПК 3 июля 2017 г. (Документ разработан Национальным советом При Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Описаны общие принципы и требования к проведению профессионально-общественной аккредитации.)
  5. Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ», Москва, НАРК, 11 июля 2018 г. (Национальным агентством развития квалификаций разработаны практические рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации. Дано описание разграничения функций и прав НСПК и СПК, а также организаций. Перечислены требования к аккредитующим организациям и экспертам.)
  6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Представлена законодательная, нормативная правовая база, описание процедуры государственной аккредитации
  7. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) Представлена законодательная, нормативная правовая база, описание процедуры государственной аккредитации для учреждений высшего образования
  8. Национальный совет по профессиональным квалификациям (НСПК) Дана нормативная база, информация по отраслевым советам и порядок проведения сертификации по профессиональным квалификациям
  9. Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) Нормативная база, отраслевые советы и порядок проведения сертификации по профессиональным квалификациям
  10. Система мониторинга профессионально-общественной аккредитации База данных аккредитующих организаций в России. Официальный ресурс Министерства образования и науки РФ
  11. Европейский реестр гарантии качества / Европейский реестр аккредитованных программ База данных признанных зарубежных и российских аккредитующих организаций, база данных аккредитованных (признанных за рубежом) образовательных программ
  12. Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр) Описана процедура профессионально-общественной и международной аккредитации для учреждений высшего образования