Модуль 5.1. Общественная проверка и общественная экспертиза на примере деятельности управляющих советов образовательных организаций (модуль по выбору)

Цель модуля: познакомить представителей общественных палат, общественных объединений, принимающих участие в общественной оценке условий деятельности образовательных организаций, с возможностями использования института государственно-общественного управления образованием в части организации общественного контроля (общественной экспертизы, общественной проверки) на уровне образовательных организаций.

Тезисы

Практико-ориентированный семинар призван сформировать представление о том, какую роль играют коллегиальные органы управления образованием (в т.ч. управляющие советы) в современной школе, каковы их полномочия, как правильно организовать их работу и взаимодействие с администрацией, органами самоуправления и местным сообществом. На занятии особое внимание будет уделено вопросам привлечения родителей и органов коллегиального управления образовательных организаций к общественному контролю в сфере образования. Помимо теоретического материала будут представлены: обобщение обширного практического опыта, лучших практик, а также рекомендации по использованию инструментов общественного участия и контроля для выстраивания эффективного социального партнёрства между школой и обществом.

На семинаре будут рассмотрены следующие вопросы:

  • общественное восприятие актуальных проблем образования, образовательных реформ и готовность общественности участвовать в общественном контроле (на основе обобщения результатов исследований государственных и общественных организаций за последние 5 лет)
  • общественный заказ школе и его реализация через принцип государственно-общественного характера управления образованием
  • модель государственно-общественного управления и коллегиальные органы управления образованием в современной школе; их полномочия, права и возможности
  • способы и инструменты участия общественности в общественном контроле на уровне образовательной организации
  • практики участия родителей и членов коллегиальных органов управления образованием в общественном контроле (мониторинге, экспертизе, проверках и др.)

Особое внимание будет уделено вопросам организации общественного контроля (общественной экспертизы, общественной проверки) на уровне образовательной организации; в частности, слушатели должны знать, что:

  1. Функционал коллегиального органа управления (управляющего совета) и представительного органа родителей несовершеннолетних (совета родителей) образовательной организации может быть дополнен следующими функциями:
    • выявления общественного мнения о необходимости проведения ОК
    • инициации и организации проведения ОК
    • определения порядка проведения (регламентов) процедур ОК
    • принятия решения о проведении общественного контроля деятельности образовательной организации
    • формирования и утверждения персонального состава групп ОК
    • представления руководителю образовательной организации, органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя образовательной организации, общественному совету при органе, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, участникам образовательных отношений образовательной организации и иным заинтересованным гражданам результатов ОК, рекомендаций и предложений, выработанных на их основе
    Для этого вносятся соответствующие изменения в Устав и локальные нормативные акты.
  2. Орган коллегиального управления образовательной организации (управляющий совет) или представительный орган родителей несовершеннолетних (совет родителей):
    • разрабатывает порядок проведения процедур ОК
    • инициирует проведение процедуры ОК
    • создает специальные рабочие группы или комиссии для реализации данных процедур
  3. ОК на уровне образовательной организации может реализовываться с использованием следующих процедур: экспертиза документов (решений), общественные проверки, инспекции, общественные слушания, общественные обсуждения, опрос участников образовательных отношений или иные формы сбора информации, сведений, откликов участников образовательных отношений по рассматриваемым вопросам.

    Для проведения ОК могут также привлекаться эксперты – специалисты в соответствующей области.
  4. Привлечение заинтересованных граждан – представителей родительской общественности в качестве общественных экспертов – участников процедур ОК может осуществляться в следующих основных формах:
    • включение в состав рабочей группы\ комиссии управляющего совета (совета родителей), групп ОК (мониторинга, контроля, инспекции)
    • включение в состав респондентов проводимых опросов
    • приглашение к участию в общественных слушаниях (обсуждениях)
    • приглашение к выражению своего мнения в письменной форме, либо он-лайн с использованием специализированных сервисов
  5. ОК может осуществляться разными субъектами:
    • самим управляющим советом школы или одной из его комиссий
    • привлеченными общественными организациями, в том числе, Общественной палатой, Общественным советом при органе управления образованием и др
    • специально сформированным общественным Экспертным советом

Обеспечение со стороны управляющего совета эффективности использования результатов ОК не ограничивается только самим контролем (экспертизой, мониторингом, проверкой и т.д.). Организация процесса использования результатов должна включать:

  • участие в анализе и интерпретации полученных результатов оценки
  • разработку предложений и рекомендаций об улучшении качества работы школы
  • доведение их до сведения руководства школы, Органов управления образованием, представителей органов государственно-общественного управления в сфере образования
  • обеспечение минимизации риска негативного влияния результатов ОК на школу
  • контроль за выполнением проектов и реализацией мер по совершенствованию системы образования, сформированных на основе предложенных рекомендаций
  • внесение предложений по корректировке данных мер и проектов

Важно донести до слушателей понимание, что силы, время и ресурсы, затраченные управляющим советом на проведение ОК, могут оказаться напрасными, если его результаты останутся неизвестными невостребованными большинством потенциальных пользователей. Востребованность результатов оценки складывается из их нужности, полезности для целевой группы, и из знания потенциальными пользователями о проведенной оценке. Первая часть обеспечивается общественным характером заказа на проведение ОК. Вторая часть – информирование о результатах ОК требует специальной работы. Разъяснительная работа имеет особое значение, поскольку она не только помогает любому пользователю адекватно использовать результаты оценки для решения своих задач, но и снижает риски неправильного понимания и необоснованных реакций.

Задача совета – объяснить основные смыслы: что показали результаты ОК? Что это означает для школы? Для её учеников? Как эти результаты будут использованы для улучшения школы?

Общественные управляющие могут стать лидерами этого движения по освоению культуры открытости. Умение интерпретировать результаты общественного контроля и принимать по ним адекватные решения – это один из шагов к такой культуре.

Демонстрационные материалы

Скачать Модуль 5.1 файл в формте pptx, 30,3MB

Раздаточные материалы

Скачать 100 главных концепций файл в формте doc, 990KB

Список рекомендованной литературы

  1. Косарецкий С.Г., Седельников А.А., Мерцалова Т.А., Шимутина Е.Н., Моисеев А.М. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах. Под общей редакцией С. Г. Косарецкого. Серия «Библиотека школьного управляющего». М.: 2015 г., 106 с. (Пособие построено в формате катехизиса: ключевые темы теории и практики ГОУО излагаются в виде ответов на вопросы. Материал для пособия отобран на основе анализа опыта работы УС школ, мониторинга развития ГОУО в российских регионах, практики консультирования общественных управляющих на портале «Общественное участие в управлении образованием» www.gouo.ru. Пособие адресовано общественным управляющим, активным родителям, руководителям и педагогам, заинтересованным в полноценной реализации принципа ГОУО школой.)
  2. А. М. Моисеев, Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, А. А. Седельников. 100 главных понятий о школе и государственно-общественном управлении: Краткий словарь-справочник для общественных управляющих. Под общей редакцией С.Г. Косарецкого. Серия «Библиотека школьного управляющего» М.: 2015г. 153с. (Словарь-справочник адресован руководителям организаций общего образования. В нем представлены рабочие определения ключевых понятий, характеризующих государственно-общественное управление школой, деятельность Управляющего совета школы как органа стратегического управления общеобразовательной организацией; отражен опыт федерального эксперимента по апробации модели Управляющих советов образовательных организаций, комплексных проектов модернизации образования, региональных проектов развития государственно-общественного управления, моделей независимой оценки качества работы образовательных организаций. Пособие подготовлено с учетом Федеральных законов №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации».)
  3. Фиофанова О.А., Шимутина Е.Н. Анализ реформы государственно-общественного управления образованием. Журнал «Региональное образование: современные тенденции», Липецк: Институт развития образования, 2015. С. 12-19. (В статье анализируются основные направления образовательной политики по реализации реформы государственно-общественного управления образованием и ее результаты, раскрывается логика исторического развертывания общественного участия в управлении образованием через инструменты проектирования целевых показателей эффективности госпрограмм развития образования, приоритетных национальных проектов образования, ведения законодательных и правовых норм государственно-общественного управления образованием.)
  4. Косарецкий С.Г., Седельников А.А. Шимутина Е.Н. «Добро пожаловать в управляющий совет!» Руководство для членов школьных управляющих советов – Москва, 2014. – 67 с. – (серия «Школьный управляющий Москвы»). (Пособие формирует представление о том, какую роль играют Управляющие советы в современной школе, каковы их полномочия, как правильно организовать их работу и взаимодействие с администрацией, органами самоуправления, местным сообществом. Наряду с этим пособие поможет общественным управляющим сориентироваться в том, как устроена современная школа, какие задачи решает, как организовано ее управление, финансирование, образовательный процесс. Руководство учитывает опыт федерального эксперимента по апробации модели Управляющих советов общеобразовательных учреждений, комплексных проектов модернизации образования, региональных проектов развития государственно-общественного управления. Руководство написано с учетом Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», нормативных правовых актов Департамента образования города Москвы.)
  5. Попов А.Н., Хананашвили Н.Л. Общественная экспертиза: принципы организации и условия эффективности: Научно-практическое пособие. -М.: Общественный совет города Москвы, 2010.-106с. (В пособии освещены важнейшие сущностные характеристики общественной экспертизы, общие принципы ее организации проведения, определены механизмы, позволяющие институализировать ее как важную форму взаимодействия общественного сектора и государственной власти, предложены конкретные меры, необходимые для развития института общественной экспертизы. Пособие предназначено для руководителей и актива НКО.)
  6. Портал «Общественное участие в управлении образованием» www.gouo.ru (Портал посвящен различным аспектам участия общественности в управлении образованием, включая общественный контроль и независимую оценку качества образования. Портал может быть полезен не только членам коллегиальных органов, но и представителям государственных и общественных организаций и НКО.)