Модуль 5.3. Мониторинги в системе общественного контроля качества условий образовательной деятельности (модуль по выбору)

Цель модуля: познакомить представителей общественных палат, общественных объединений, принимающих участие в общественной оценке условий деятельности образовательных организаций со спецификой проведения мониторинговых исследований качества образовательных условий, требованиями и подходами к разработке методики и организации мониторинговых процедур, механизмами и возможными рисками использования результатов мониторингов.

Тезисы

Тема 1. Мониторинги в образовании: цели, задачи, этапы разработки и проведения мониторингов в системе общественного контроля качества условий образовательной деятельности

Мониторинг – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния наблюдаемого объекта. В нашем случае – тех или иных условий образовательной деятельности. Мониторинг, включающий постоянное и/или систематическое наблюдение, сбор и упорядочение информации, в системе осуществляется для: изучения объекта или процесса; принятия решения о способах воздействия на объект или процесс; предотвращения ухудшения обстановки и предупреждения об опасности. В ходе мониторинга можно выявить степень соответствия объекта или процесса желаемому результату или первоначальным предположениям. Эти характеристики мониторинга определяют его уместность и целесообразность, его роль и место при проведении общественного контроля.

Принципиальным для понимания является фиксация отличия мониторинга от разовых диагностических (контрольных, оценочных) процедур.

Систематичность и пролонгированность мониторинговых процедур определяет специфику задач, которые могут быть решены с его помощью.

Мониторинговые процедуры могут носить как оценочный, так и безоценочный характер (исследование), но в контексте общественного контроля имеет смысл рассматривать только оценочные версии мониторинга. В связи с этим вводится понятие «оценка» и обсуждается специфика этого инструмента. Оценка требует обязательного сопоставления с некоторой нормой, которая может быть задана нормативно или экспертно, с использованием математического аппарата или на основе общественного мнения.

При обсуждении этапов разработки и проведения мониторинга в контексте проведения общественного контроля особое внимание будет уделено рассмотрению этапов постановки задачи и разработки методики, а также этапу принятия решений по результатам проведенного мониторинга. Принципиально важным является планирование потенциальных решений на этапе разработки методики мониторинга. Это позволит более точно сформировать перечень необходимых критериев и показателей для каждого конкретного мониторинга.

Самым сложным этапом при проведении мониторинговой процедуры является формирование набора критериев и перечня показателей и индикаторов для них. Необходимо иметь базовое представление о различении таких понятий, как «Критерии», «Индикаторы», «Показатели (расчетные и первичные)», «Параметры», «Регуляторы».

При отборе критериев, индикаторов и показателей для оценки условий образовательной деятельности необходимо учитывать принципы «необходимости и достаточности» и «доступности данных», а также разнообразие описываемых аспектов (что оценивается) и сложность описания значимых аспектов (всё ли можно оценить). При отборе показателей и индикаторов могут быть использованы экспертные оценки, а также математические методы типа факторного анализа и корреляции.

На этапе разработки методики также определяются формы его проведения, среди которых особого внимания заслуживают: наблюдение (в том числе включенное) и срезовая диагностика. Механизмы и принципы отбора экспертов и операторов для мониторинга аналогичны общим для общественного контроля, рассмотренным в базовом модуле.

В качестве примера для демонстрации подходов к формированию методики общественного мониторинга будет использована, в том числе, модель независимой оценки качества образования.

Тема 2. Представление и использование результатов мониторингов в системе общественного контроля качества условий образовательной деятельности

Эффективность мониторингов, в том числе тех, которые проводятся в рамках общественного контроля, зависит с одной стороны: от качества методики и инструментария, от качества проведения процедур, включая добросовестность экспертов; с другой, – от того, как и кому будут представлены полученные результаты, как и кем они будут использованы.

Открытость мониторингов в системе общественного контроля качества условий образовательной деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: открытость результатов мониторинга и результат открытости мониторинга.

Вопросы открытости общественного контроля, рассмотренные в рамках базового модуля, в контексте мониторинговых процедур, полностью приложимы к мониторингам. Но учитывая то, что большая часть мониторингов оперирует формализованными показателями, которые могут быть переведены в цифровой (количественный) формат, в части представления результатов мониторингов есть специфические особенности, требующие отдельного рассмотрения.

Особое внимание будет уделено формам представления результатов мониторингов условий образовательной деятельности. Самыми распространенными на данный момент являются рейтинги и аналитические обзоры. Рейтинги как форма представления результатов являются мощным мотиватором развития, однако их использование для представления результатов оценки образования, в частности, образовательных условий, влечет за собой огромное количество рисков, связанных неадекватными реакциями как лиц, принимающих управленческие решения, так и непосредственных участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей, педагогов). Частично риски могут быть сняты за счет качественного подбора показателей, в том числе учитывающего уровень ответственности (кто отвечает за обеспечение тех или иных условий).

Стандартный набор форматов представления результатов мониторингов может быть расширен за счет знаков сертификации, публикуемых на публичных информационных ресурсах: официальных сайтах образовательных организаций (например, в Москве), визитных карточках программ дополнительного образования детей (например, региональные Навигаторы по программам дополнительного образования детей) и др.

Использование результатов мониторингов будет рассмотрено с позиции всех участников общественного контроля: инициаторами, представителями объекта контроля, представителями вышестоящих органов управления, иными интерессантами.

Особое внимание будет уделено обсуждению вариантов решений на основе результатов общественного контроля, разных позиций и типов реагирования на мониторинги и рейтинги, рискам и ошибкам в использовании мониторингов, а также информационному сопровождению мониторингов со стороны объектов общественного контроля, позволяющему снизить риски.

Задания в ходе занятий

  • Сформулировать проблему, задачу для проведения общественного контроля в форме мониторинга условий образовательной деятельности
  • Определить форму его проведения
  • Сформулировать и обосновать критерии оценки
  • Сформировать набор показателей и индикаторов оценки
  • Определить нормы для осуществления сравнения
  • Определить формат представления результатов
  • Разработать предложения по продвижению и публикации результатов мониторинга
  • Предложить варианты решений по результатам мониторинга для разных категорий заинтересованных субъектов

Демонстрационные материалы

Скачать Модуль 5.3 файл в формте pptx, 9,1MB

Раздаточные материалы

Скачать Принципы рейтингования файл в формте docx, 29KB
Скачать Образовательные учреждения РФ файл в формте pdf, 6,9MB

Список рекомендованной литературы

  1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании – М.:«Интеллект-Центр», 2005 (Подробно обсуждает вопросы использования мониторингов в оценке качества образования.)
  2. Мерцалова Т.А. Независимая оценка и рейтинги в образовании: стратегия управления // Народное образование. – № 7. – 2014. (Описаны особенности проведения независимой оценки качества образования с участием общественности. Рассматриваются разные формы общественного участия, его риски и ограничения, функции региональных органов управления в привлечении общественности к проведению независимой оценки.)
  3. Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г. Культура общественного рейтингования: снизить риски и усилить эффекты // Народное образование. – № 09. – 2013 (Обсуждается вопрос представления результатов независимой оценки в форме рейтингов, риски необоснованных управленческих решений на основе рейтингов и механизмы их снижения.)
  4. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. (Сборник статей, раскрывающих теоретические и практические аспекты проведения мониторингов в образовании и использования рейтингов в качестве управленческого инструмента.)
  5. Вальдман И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А. Публичный доклад школы. Практическое руководство. – М.: Просвещение, 2013. (Публичный доклад школы рассматривается не только как инструмент информирования общественности, но и как механизм привлечения ее к выявлению проблем школы, проведению оценки качества образовательных условий. )
  6. Сайт Общероссийского народного фронта (ОНФ) (На сайте можно найти большое количество разнообразной информации о проводимых ОНФ процедурах общественного контроля, исследованиях качества и их результативности, в том числе в сфере образования.)