Международная аккредитация

    • Проблемы и задачи

      Проведение профессионально-общественной (международной и совместной) аккредитации образовательных программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования решает следующие задачи:

      • определение, развитие и применение стандартов качества образовательных программ, реализуемых вузами, в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве;
      • повышение качества образования и формирование культуры качества в образовательных организациях;
      • выявление лучшей практики по непрерывному совершенствованию качества образования;
      • формирование положительного общественного мнения в России и за рубежом о добросовестно работающих учреждениях образования и качестве образовательных программ;
      • привлечение академической общественности, работодателей, студентов, международных экспертов к оценке;
      • широкое информирование общественности о качестве подготовки по образовательным программам в вузах.

      Целевая группа

      Образовательные организации, реализующие программы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в Европе и Азии, а также абитуриенты, обучающиеся, преподаватели, работодатели, органы управления образованием.

      Субъекты общественного контроля

      Национальный центр профессионально-общественной аккредитации и партнерские организации: Агентство по аккредитации в Баден-Вюртемберге – EVALAG (Германия), Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества – ACQUIN (Германия), Европейская ассоциация музыкальных консерваторий AEC), независимая европейская организация по аккредитации и внешней оценке Европейской ассоциации в сфере высшего музыкального образования – MusiQuE Quality Enhancement (Бельгия), Тайваньский совет по оценке и аккредитации в сфере высшего образования (HEEACT), Центр по оценке высшего образования Министерства образования КНР – HEEC (Китай), отечественные и зарубежные университеты.

       

      Эксперты, проводящие аккредитационную экспертизу (представители академического (российского и зарубежного), профессионального, студенческого сообщества)

      Предмет общественного контроля

      Образовательные программы и их качество в соответствии с европейскими стандартами (ESG-ENQA), а также практики по непрерывному совершенствованию качества образования.

       

      Периодичность

      Проводится периодически/регулярно

      Дата начала, окончания проведения практики и ее периодичность

      С 2011 года и по настоящее время. Проводится по запросу образовательных организаций.

      Результаты общественного контроля

      Профессионально-общественная аккредитация оказывает стимулирующее воздействие, как на образовательное сообщество, так и на рынок труда, позволяет выявить факторы, сдерживающие развитие образовательных программ. По результатам аккредитации корректируется алгоритм реализации и содержание образовательных программ (с учетом требований ФГОС и ПС) в целях более эффективного учета требований рынка труда и, как следствие, повышения конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг. Активизируется взаимодействие образовательных организаций с представителями реального сектора экономики, работодатели участвуют в разработке и развитии образовательных программ, получая на выходе выпускников с нужной квалификацией. Повышается удовлетворенность обучающихся процессом обучения, улучшается ситуация с трудоустройством выпускников.

       

      Международная (совместная) аккредитация образовательных программ стимулирует ведущие вузы России к повышению качества образования, адаптации образовательных программ к международным требованиям, активизирует международное сотрудничество. Международная (совместная) аккредитация свидетельствует о высоком экспортном потенциале российских вузов и реализуемых ими программ, позволяет повысить их привлекательность для абитуриентов России и других стран. Международная аккредитация, наряду с мировыми рейтингами, повышает имидж и позиции российского образования в мировом образовательном пространстве.

       

      С 2011 года по начало 2018 года Нацаккредцентр провел национальную профессионально-общественную аккредитацию 125 образовательных программ, международную аккредитацию 422 программ, совместную международную аккредитацию 32 образовательных программ.

       

      Всего 579 программам из 51 вуза:

      • 451 программ высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет);
      • 61 дополнительных профессиональных программы;
      • 63 программ аспирантуры, интернатуры, ординатуры;
      • 4 программы среднего профессионального образования.

       

      Для проведения аккредитационных процедур были привлечены 761 эксперт из 23 стран: Россия, Австрия, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Тайвань, Финляндия, Чехия, Эстония.

       

      Из 761 эксперта:

      • 258 зарубежных эксперта;
      • 199 представителя российской академической общественности;
      • 158 представителей профессиональных сообществ (работодателей);
      • 146 представителей студенчества.

       

      Впервые отечественная аккредитующая организация (Нацаккрецентр):

      • аккредитовала образовательные программы трех университетов Китайской Народной республики Jinan University (Гуанчжоу), East China University of Science and Technology (Шанхай), University of the International Business and Economic (Пекин);
      • выступила принимающей стороной и организатором ежегодного Европейского Форума членов Европейской ассоциации агентств гарантии качества ENQA (77 участников из 48 аккредитационных агентств из 32 стран, Санкт-Петербург, 2014);
      • выступила инициатором и организатором ежегодной международной конференции Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества APQN (114 участников из 27 стран, Москва, 2017).

       

      Проведение процедуры международной профессионально-общественной аккредитации - это очень важный элемент подготовки образовательной программы к ее выходу на международный рынок. В ходе аккредитации программа значительно меняется, адаптируясь к самым высоким международным стандартам.

       

      Нацаккредцентр – единственная в России аккредитующая организация, которая одновременно входит в Европейский реестр гарантии качества EQAR, в Азиатско-Тихоокеанский реестр гарантии качества APQR и в Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2017 г. N 431). Полное членство в 3 реестрах обеспечивает признание аккредитованных программ в России, Европе и Азии.

      Публикация результатов общественного контроля

      Внесение результатов аккредитации в базы данных:

      • www.аккредитация.рф (Реестр аккредитованных программ Нацаккредцентра)
      • www.akkredpoa.ru (Реестр аккредитующих организаций и результатов аккредитации Министерства образования и науки)
      • www.eqar.eu/qa-results (Европейский реестр признанных аккредитационных агентств и результатов аккредитации DEQAR)

       

      Публикация сведений об аккредитации в средствах массовой информации, справочниках и сети интернет на русском и английском языке.

       

      Проведение и участие в отечественных и зарубежных семинарах, конференциях по проблемам аккредитации и оценочных процедур в сфере профессионального образования.

       

      Проведение пресс-конференций, участие в публичных обсуждениях в рамках деятельности Общественной палаты Российской Федерации и других общественных объединений.

       

      Информирование общественности о достижениях в области оценки и гарантии качества образования на сайтах www.ncpa.ru (www.аккредитация.рф), www.best-edu.ru, а также посредством рассылки электронного бюллетеня «Вестник аккредитации», журнала «Аккредитация в образовании», ежегодного аналитического обозрения.

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      1. Подача вузом заявления на профессионально-общественную аккредитацию своих образовательных программ (кластеров образовательных программ) в Нацаккредцентр.
      2. Изучение Нацаккредцентром общественного мнения о качестве образовательных программ, заявленных вузом на аккредитацию, на основе открытых источников, например, результатов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», рекомендаций региональных или отраслевых общественных и общественно-государственных организаций (ФУМО, Советов ректоров, ассоциаций вузов и др.). Получение образовательными программами, имеющими высокую общественную оценку, статуса «кандидатов на профессионально-общественную аккредитацию».
      3. Проведение «кандидатом» самообследования на соответствие стандартам профессионально-общественной аккредитации с подготовкой отчета по результатам самообследования, который предоставляется в Нацаккредцентр.
      4. Проведение Нацаккредцентром внешней выездной экспертизы образовательной программы (кластера образовательных программ) экспертной комиссией, в состав которой входят представители академической (в т.ч. зарубежной), профессиональной и студенческой общественности.
      5. Принятие решения об профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (кластера образовательных программ) коллегиальным органом – Национальным аккредитационным советом, состоящим из представителей академической, научной, профессиональной и студенческой общественности.
      6. Публикация Нацаккредцентром сведений о профессионально-общественной аккредитации в официальных российских и зарубежных реестрах, средствах массовой информации, справочниках и сети интернет на русском и английском языке.

      Использованный инструментарий

      Стандарты и процедуры профессионально-общественной аккредитации Нацаккредцентра соответствуют действующему российскому законодательству в сфере образования и основным принципам Болонского процесса, в частности, Европейским стандартам и рекомендациям для систем гарантии качества высшего образования ESG-ENQA (Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area) и «Дублинским дескрипторам», которые описывают общие требования, предъявляемые к выпускникам программ первого, второго и третьего циклов обучения.

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      Нестабильная образовательная политика.

      Валютные риски.

      Документы, разработанные по итогам общественного контроля

      Сертификат о международной экспертизе образовательной программы.

       

      Свидетельство о профессионально-общественной или международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сроком до 6 лет. В случае совместной аккредитации дополнительно выдается свидетельство об аккредитации от зарубежного аккредитационного агенства.

       

      Внесение сведений об аккредитованных программах в реестр аккредитованных программ Нацаккредцентра https://ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=174&lang=ru.

       

      Внесение сведений об аккредитованных программах в автоматизированную информационную систему мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2017 г. N 431) http://accredpoa.ru/.

       

      Внесение сведений об аккредитованных программах в Европейский реестр https://www.eqar.eu/qa-results/search/?query=&country=142.