Автоматизация сбора информации по показателям НОК УООД

    • Проблемы и задачи

      В Ставропольском крае более 600 образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, более 800 дошкольных образовательных организаций и др. (в течение трех лет независимую оценку прошли 1990 организаций, осуществляющих образовательную деятельность), которые в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года должны не реже чем раз в три года проходить независимую оценку качества образовательной деятельности, организуемую общественными советами по её проведению. В 2017 году общественными советами (при министерстве образования и при органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края) в  перечень образовательных организаций для проведения независимой оценки качества было включено около 700 организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Поэтому для  повышения эффективности ежегодного проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности  в 2016 году была разработана автоматизированная информационная система «Региональная образовательная статистика», внедрение которой позволило решить следующие задачи:

      - усовершенствовать технологию проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности за счет автоматизации сбора информации по показателям НОК УОД, обработки информации, подготовки отчетов, экспертных заключений для организаций, имеющих лицензии на образовательные услуги, а также формирования открытого портала показателей оценки качества образовательной деятельности, организаций, осуществляющих образовательную деятельность в регионе;

      - обеспечить объективность информации, предоставляемой организациями-операторами общественным советам для проведения независимой оценки за счет  минимизации рисков получения некорректной информации, обусловленной человеческим фактором.

      Целевая группа

      1. обучающиеся и их родители (законные представители);

      2. органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
      3. органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

      4. образовательные организации.

      Субъекты общественного контроля

      Общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности государственными/муниципальными образовательными организациями Ставропольского края и иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований

      Предмет общественного контроля

      Качество условий осуществления образовательной деятельности

      Периодичность

      Проводится периодически/регулярно

      Дата начала, окончания проведения практики и ее периодичность

      Независимая оценка с использованием АИС «Региональная образовательная статистика» проводилась ежегодно с 2016 по 2018 год.

      Результаты общественного контроля

      Внедрение АИС «Региональная образовательная статистика» для автоматизированного сбора информации по показателям независимой оценки качества условий образовательной деятельности позволило:

      - организации-оператору существенно сократить время, затрачиваемое на проведение анкетирования респондентов, а также сбор, обработку и анализ анкет, формирование отчетов (в рамках проведения процедуры независимой оценки качества условий образовательной деятельности в 2017 году анкетирование прошли более 660000 респондентов, на обработку одной анкеты «вручную» сотруднику организации-оператора потребовалось бы не менее 5 минут. Кроме того, помимо анкет респондентов необходима обработка анкет организации-оператора, которая без использования АИС занимала бы вместо 30-40 минут 2 – 2,5 часа);

      - получить объективную информацию об образовательной деятельности организации от родителей и обучающихся, поскольку система позволяет проходить анкетирование за пределами образовательной организации в любое удобное время и на любом устройстве (компьютере, смартфоне, планшете и др.);

      - общественному совету минимизировать риски получения некорректной информации по показателям НОК УООД, обусловленной человеческим фактором, для проведения независимой оценки;

      - образовательным организациям оперативно получать замечания и предложения по повышению качества условий образовательной деятельности для разработки собственных планов (экспертное заключение, замечания и предложения формируются автоматически АИС и размещаются в системе);

      - обучающимся и родителям (законным представителям) владеть достоверной информацией о деятельности образовательной организации.

      Публикация результатов общественного контроля

      АИС «Региональная образовательная статистика» разработана в 2016 году ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» совместно с ООО Центр Информационных Технологий "АВЕРС". В настоящее время усовершенствованная ООО ЦИТ «Аверс» информационная система используется для проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности не только в Ставропольском крае, но и в других субъектах Российской Федерации (Московская область, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ).

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      1. Формирование общественным советом списка образовательных организаций, в отношении которых будет проведена независимая оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.
      2. Разработка Технического задания для организации, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее - оператор).
      3. Передача оператором организациям, в отношении которых будет проведена независимая оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, персональных ключей доступа к системе анкетирования на базе АИС «Региональная образовательная статистика».
      4. Проведение оператором сбора информации об условиях осуществления образовательной деятельности организации путем анализа информации, размещенной на официальном сайте организации или других официальных ресурсах с использованием АИС «Региональная образовательная статистика» (в 2017 году были проанализированы сайты 837 государственных/муниципальных и 237 частных (негосударственных) организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
      5. Автоматизированная подготовка для каждой организации экспертного заключения, включающего в себя итоговые баллы по критериям и показателям независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, а так же перечень основных проблем выявленных в данной организации на основе выставленных баллов (показатели ниже среднего значения выносятся как риски (проблемы) образовательной организации).
      6. Систематизация выявленных проблем.
      7. Формирование рейтинга.
      8. Автоматизированное формирование предложений по повышению качества работы организаций на основе общих баллов по показателям и критериям, а так же с учетом отмеченных в анкете оператора позиций оценивания.

      9. Автоматизированная подготовка формы с количественными результатами проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности для размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях http://bus.gov.ru/
      10. Передача оператором информации общественному совету для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.
      11. Распространение (публикация, организация рассмотрения и др.) результатов проведенной оценки

      Использованный инструментарий

      В АИС заложены механизмы оценки, регламентируемые нормативно-правовыми актами РФ:

      - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012;

      - Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".


      Оценка сайтов и анкетирование респондентов в режиме онлайн проводится по анкетам, рекомендованным методическими рекомендациями по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко от 15 сентября 2016 года.

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      1. Недостоверность информации, так как программой не предусмотрено ограничение на прохождение анкетирования респондентами с одного и того же устройства (компьютера, смартфона, планшета и др.).

      2. Субъективность оценки сайтов организаций, специалистами организаций-операторов.

      3. Отсутствие обязательного размещения на сайтах образовательных организаций отдельных показателей анкеты по оценке сайта, к ним относятся: электронная форма для обращений участников образовательного процесса, электронная форма для внесения предложений участниками образовательного процесса, связанных с деятельностью образовательной организации, электронный сервис для on-line взаимодействия с руководителями и педагогическими работниками образовательной организации, доступность сведений о ходе рассмотрения обращений (наличие данных показателей не регламентировано официальными требованиями к сайтам образовательных организаций, а носят лишь рекомендательный характер).

      Документы, регламентирующие проведение общественного контроля

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

       2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

       3. Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"

      Документы, разработанные по итогам общественного контроля

      План мероприятий по повышению качества оказания услуг государственными образовательными организациями, подведомственными министерству образования и молодежной политики Ставропольского края, по итогам проведения независимой оценки качества образовательной деятельности в Ставропольском крае в 2017 году.