Опыт Новосибирской области в формировании общественного контроля

    • Проблемы и задачи

      Участие граждан Новосибирской области в формировании государственно-общественного управления

      Целевая группа

      Родители обучающихся школ и воспитанников детских садов.

      Обучающиеся и студенты старше 18 лет.

      Образовательные организации.

      Субъекты общественного контроля

      Общественный совет при министерстве образования Новосибирской области.

      Оператор по сбору, обработке и анализу информации: Новосибирский Региональный Общественный фонд "Социум".

      Организация, осуществляющая организационное техническое обеспечение и информационное сопровождение деятельности Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области: ГКУ НСО "Новосибирский институт мониторинга и развития образования".

      Предмет общественного контроля

      Выборы в Общественный совет при министерстве образования Новосибирской области.

      Анкетирование получателей образовательных услуг в рамках проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

      Периодичность

      Проводится периодически/регулярно

      Дата начала, окончания проведения практики и ее периодичность

      С 2015 года по настоящее время

      Результаты общественного контроля

      О взаимодействии и соглашениях

      За период с 2015 по 2017 г.г. в Новосибирской области независимая оценка была проведена в 1954 организациях, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от уровня подчинения (федеральные, областные, муниципальные). Согласно законодательству, независимую оценку должны получить все организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, пусть даже она не является основной. Но особенность сферы образования заключается в том, что не все организации находятся в подчинении органа управления образованием.

      В целях 100 % охвата организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области, независимая оценка проводилась и в образовательных организациях других министерств и ведомств. Для организации этой работы между министерствами Новосибирской области, в сфере деятельности которых имелись организации, осуществляющие образовательную деятельность, были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, а руководителям организаций направлены письма Общественного совета о проведении независимой оценки.

      Кроме того, соглашение о взаимодействии было подписано с общественным советом по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций г. Новосибирска – самого крупного муниципалитета Новосибирской области. Основная совместная работа велась по подготовке анализа результатов независимой оценки школ города Новосибирска, на основании предоставленных оператором сведений.

      Общественное участие в независимой оценке

      Особенность проведения независимой оценки - участие в ней получателей образовательных услуг. Эта оценка имеет наибольший вес при расчёте всех показателей. В рамках независимой оценки в регионе проводилось он-лайн анкетирование родителей обучающихся школ и воспитанников детских садов, студентов и обучающихся старше 18 лет. Помимо размещения сведений о проведении независимой оценки в образовательных организациях активная информационная кампания по информированию проводилась в региональных источниках СМИ и в социальных сетях. Широкое освещение проведения независимой оценки принесло свои ощутимые результаты - за три года в анкетировании приняли участие более 160 тысяч человек.

       

       

      Публикация результатов общественного контроля

      Результаты по каждому критерию независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями были представлены на открытых заседаниях Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области.

      Сборники аналитических материалов по результатам проведения независимой оценки направлены в муниципальные органы управления образованием Новосибирской области.

      Сведения о независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями Новосибирской области опубликованы на сайтах:

      Министерства образования Новосибирской области (www.minobr.nso.ru); Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области (www.os54.ru);
      образовательных организаций, в которых проводилась независимая оценка;
      на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru).

    • План и алгоритм проведения общественного контроля

      Система общественного контроля в сфере образования Новосибирской области находится на этапе становления, но уже сейчас нам есть о чём рассказать и поделиться.

      В регионе созданы и успешно действуют два Общественных совета при министерстве образования:

      Первый Общественный совет был создан в 2015 году для обеспечения прозрачности и открытости деятельности министерства образования Новосибирской области, в том числе, для осуществления общественного контроля в формах и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области. В его задачи входило проведение независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области – (далее независимая оценка).

      Второй Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области был сформирован Общественной палатой Новосибирской области в апреле 2018 года в связи с изменениями в законодательстве (Федеральный закон ФЗ-392) только для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

      Учитывая, что деятельность недавно сформированного Общественного совета по проведению независимой оценки только в начале пути, далее представлен опыт формирования и деятельности первого Общественного совета.

      Формирование Общественного совета.

      Несмотря на то, что в 2015 году Общественные советы формировались при всех региональных органах исполнительной власти – Общественный совет при министерстве образования Новосибирской области был создан уникальным способом – в форме открытого рейтингового интернет-голосования граждан Новосибирской области. Кандидатами в состав Общественного совета были представители общественных организаций, а также независимые заинтересованные кандидаты-самовыдвиженцы. Членами Общественного совета должны были стать люди, обладающие определённым воздействием на общественное мнение, имеющие возможность транслировать и отстаивать свою позицию, и в данном случае – было не важно, является ли он экспертом, профессионалом в области образования или участником отношений в сфере образовательной деятельности. При этом большая часть кандидатов (83,6%) активно участвовали в общественной деятельности на территории региона. Среди кандидатов были депутаты различных уровней власти (5 чел.), члены регионального штаба Общероссийского народного фронта (2 чел.), члены Общественного совета при министерстве образования прошлого созыва (7 чел.), члены Общественной палаты Новосибирской области (4 чел.), члены общественной организации Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации (6 чел.). В период голосования граждане отдали более 30 тысяч голосов за кандидатов.

      Формирование нового качества открытости

      Общественным советом при министерстве образования был осуществлён новый подход к формированию нового качества открытости. Все заседания Общественного совета были открытыми и проходили в дистанционном режиме в формате общественных обсуждений с участием представителей муниципалитетов Новосибирской области, родительской общественности, представителей общественных организаций и СМИ.

      Общественный совет имеет свой сайт www.os54.ru на котором публикуются результаты всех основных направлений деятельности и в том числе, результаты независимой оценки. На сайте предоставлена возможность подачи обращения граждан для рассмотрения членами Общественного совета. На все обращения были подготовлены и направлены ответы, предварительно проработанные с органами управления образованием. Некоторые ответы потребовали выезда и непосредственного участия членов Общественного совета.

      Необходимо отметить, что для работы с обращениями в составе Общественного совета сформирована рабочая группа. Рабочие группы сформированы и по другим приоритетным направлениям деятельности Общественного совета:

      содействие информационной открытости системы образования Новосибирской области;

      экспертиза проектов решений в сфере образовательной политики;

      организация взаимодействия Общественного совета с другими социальными институтами.

      Кроме того, Общественный совет имеет свои страницы в социальных сетях Facebook, Instagram на которых активно обсуждаются актуальные вопросы, тенденции и проблемы в системе образования Новосибирской области.

      Барьеры и риски, с которыми столкнулись при проведении общественного контроля

      Основная проблема, выявленная в ходе проведения общественного контроля - отсутствие готовности образовательных организаций к продуктивному взаимодействию с родителями, сообществами и общественными объединениями.

      Документы, регламентирующие проведение общественного контроля

      Закон Новосибирской области от 02 июня 2015 года N 551-ОЗ "Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля в Новосибирской области (с изменениями на 28 марта 2017 года)" http://os54.ru/uploads/mprdoc/product/files/zakon-novosibirskojj-oblasti-ob-obshhestvennom-kontrole.pdf
      Приказ Министерства образования Новосибирской области от 16 апреля 2018 года №922 "Об общественном совете при министерстве образования Новосибирской области" http://os54.ru/uploads/elfinder/perechen/untitled%20folder/prikaz_922.pdf

      Приказ Министерства образования Новосибирской области от 16 апреля 2018 года №921 "Об общественном совете по проведению независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности организациями при министерстве образования Новосибирской области"